Расул Кадиев
RSS Расул Кадиев
адвокат, публицист, блогер

 

Роль институтов гражданского общества в борьбе с терроризмом

Как известно основой гражданского общества являются развитые общественные институты. Верховенство права и закона, уважение к правам человека, к частной собственности, высокая роль правосудия, развитое местное самоуправление, склонность к мирному разрешению конфликтов – вот институты служащие основой для гражданского общества, то есть общества называющего себя справедливым.

Экстремизм расцветает там, где государственная система в глазах населения потеряла право называться справедливой и там где слабо развиты институты гражданского общества. Поэтому если мы ставим задачей защиту от экстремизма то в Дагестане следует создать заслон в виде системы развитых институтов гражданского общества.

Государство находится в состоянии конкуренции с экстремистами за право называться справедливым. Об этом говорил и наш президент на Съезде народов Дагестана: «Нужно хорошо понимать, что дагестанцы способны переносить трудности и лишения, но никогда не будут терпеть несправедливость....»

Основой справедливости в гражданском обществе является верховенство права и законность. К сожалению, общая ситуация с законностью в Дагестане пока сводится к формуле беззакония: правоохранительные органы и суды ссылаясь на тяжелую криминогенную ситуацию допускают не точное следование закону, в итоге чем меньше соблюдается закон, тем больше рост беззакония и соответственно недовольных экстремистов.

Это будет продолжаться до тех пор, пока на государственном уровне не будет установка, что каждый сотрудник правоохранительных органов или суда нарушивший закон, является пособником экстремистов.

Просто осознания главенствующей роли институтов гражданского общества в борьбе с экстремизмом и терроризмом недостаточно, даже если мы произнесем 3тыс. раз слово «модернизация», это нас не модернизирует.. Если мы поняли, что основа мира это развитые институты гражданского общества тогда давайте примем в форме госпрограммы концепцию правового развития Дагестана, определим пути и методы решения наших проблем. Мы должны четко себе уяснить чего и от кого мы хотим. А пока мы просто напоминаем пожарную команду по вызову.

Например, установим, что тяжелая криминогенная ситуация в Дагестане накладывает обязанность на государство не уменьшать, а увеличить в разы качество и количество форм и методов подготовки правоохранительных органов и судов. Если надо превратить полицию в орган для населения, давайте включим в план развитие общественных советов при МВД и ОВД.

Для решения проблем в наших судах общей юрисдикции будем добиваться создания научно-консультативного совета при Верховном суде Дагестана.

Особо следует обратить внимание на традиционные и религиозные институты дагестанского общества. Экстремисты очень часто используют их для критики государства в неуважении веками сложившихся норм дагестанского общества. Давайте выбьем этот довод из обоймы экстремистов и будем содействовать этим институтам.

Если мы видим, что в районах Дагестана, где развит институт права собственности на землю на много меньше экстремизма и террористических актов, тогда давайте включим в план развития института права собственности на землю как основу борьбы с терроризмом. Да и вообще проанализируем ситуацию с защитой права собственности.

Если мы понимаем, что роль института имамов в селах, где не ступала нога юриста является ключевой тогда давайте включим в план правового развития повышение правового уровня имамов, и они могут стать не оппозицией, а надежной опорой местного самоуправления и правопорядка в сельской местности.

Прошу обратить внимание на институт примирения в дагестанских традициях. В то время когда во всем мире восстановительное правосудие на национальном и международном уровне получило широкое признание, мы с многовековыми традициями примирения до сих пор не используем этот институт в полной мере для снижения агрессии.

Уже сегодня понятно, что даже если бы дагестанские суды и правоохранительные органы были бы самые лучшие и честные они не могут предотвращать и разрешать массовые конфликты, подобные тем, что были у нас за прошлый год. Земельные, межнациональные и религиозные конфликты не могут останавливаться решениями судов. Для этого мы должны организовать систему содействия примирения. В виде республиканской комиссии по примирению, и районных комиссий. У нас уже есть положительный опыт создания в Хасавюрте комиссии по примирению.

Та же самая Комиссия по адаптации при Президенте Дагестана фактически занимается заступничеством раскаявшихся, перед правоохранительными органами и обществом, в ее основе лежат традиции примирения. Вот вам пример использования общественных институтов в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Оглашенная вчера министром Бекмурзаевым Бекмурзой информация что создана служба маслиата в ДУМД меня не устраивает, т.к. не все пойдут в ДУМД или даже в министерство. Да и как выяснилось ни в одном из 13 исламских вузов не преподают.

Мы не используем наши институты примирения в воспитании молодежи. Уже давно в Европе и россии в школах и вузах появились службы примирения, где участвующие сами пытаются разрешить конфликты ненасильственным путем. Так почему у нас в Дагестане, молодежной республике в каждом учебном заведении не учредить такие службы. Дагестанская молодежь должна учится не только стрелять и драться, но и примиряться.

В связи со сказанным предлагаю:

Создать программу правового развития Дагестана, в которой отразить концепцию правового развития дагестанского общества, методы и сроки. Это позволит нам следовать четкому плану, а не собираться каждый год для констатации проблем дагестанского общества. Мы наконец-то должны взять на себя смелость и четко определить куда плывет наш корабль.

Контроль над реализацией этой программы возложить на Координационное совещание по обеспечению правопорядка в Дагестане при президенте Дагестана. Расширить состав этого органа и включить туда представителей юридической науки, правозащитников, адвокатов и судей.

Создать при президенте Дагестана Комиссию пор примирению, которая содействовала бы разрешению конфликтов республиканского уровня в том числе и религиозных.

С помощью министерства образования и комитета молодежи создать в школах и ВУЗах Дагестана службы примирения.

В конце я хотел бы процитировать директора Института свободы и демократии в Перу, который 20 лет назад с помощью развития институтов гражданского общества сумел побороть терроризм в Перу: «Нашим главным достижением в Перу было то, что распространив принципы верховенства права на всех граждан, мы тем самым в значительной степени лишили Сендеро потайных уголков и щелей, которые были ему нужны для укрывания террористов и организации своих операций» (предисловие к книге «Иной путь»).

0
2650
Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите