Информационное агентство Северного Кавказа "Территория контрастов" представляет тематическое обозрение актуальных постов и комментариев блоггеров в рубрике "Блог-обзор"

Один раз увидеть и захотеть вернуться
29.03.2011
Имеет место быть.
Есть мнение, что Северный Кавказ оглушительно и бескомпромиссно прекрасен с присущей ему самобытностью, потому уникальностью. Дабы не создавать иллюзию, что всё так уж однозначно, озвучу другое популярное мнение. Согласно нему Северный Кавказ – беспощадный, всеугрожающий, бессмысленный придаток: ещё Россия, но уже не российский народ. Найти показательную «иллюстрацию» ко второму мнению не составляет труда: через 24 минуты после публикации поста с просьбой к френдам «написать по паре слов о Северном Кавказе» моя «уютная жежешечка» полнится первым комментарием: «Северный Кавказ – зло (ИМХО). Общался с некоторыми личностями, которые поливали Россию и русский народ говном, а ещё он зло, потому что в этом году наше правительство выделяет на развитие СК 400 млрд р., несмотря на то, что пенсионеры, инвалиды и т.п. кое-как сводят концы с концами. И всё ради того, чтобы вылизать зад Кавказцам и смягчить национальный вопрос». Молодой человек из Екатеринбурга сегодня утром добавился ко мне в друзья, возможно, «тролль»: уж больно похоже на высосанную из пальца провокацию меня чувствительной. С другой стороны, будь ты хоть кто: написал – за написанное отвечай.
Я сознательно не вступаю в подобные споры, но меня и волнует-то, в общем, другое. Я искренне полагаю, что любое мнение имеет место быть. Другое дело, что на вопрос: «А на Северном Кавказе бывали?» ответа не получаю. Вот тут я и задумываюсь: а может, всё дело в том, что я, находясь на своей малой родине, смотрю на неё только лишь изнутри, а следовательно предвзято и однобоко? Потому что в этом «нутри» я искушена Кавказом, что называется, более, чем полностью. Быть может, тем, кто смотрит на Кавказ снаружи, всё виднее? И я хочу послушать других.
Толстой о тонком. Другие о разном.
Толстой-который-Лев впервые приехал на Кавказ в возрасте 23-х лет, провёл здесь два года. Через полтора года после того, как навсегда покинул этот край с началом Русско-турецкой войны 1853-1856, великий русский писатель сделал запись в дневнике: «Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, но сильной любовью». Что же это за почти магическое очарование и, если оно было полтора века назад, неужто изжилось?
Ведущая рубрики «Турклуб» в газете «Московский комсомолец» Марина Великанова пишет в своём блоге: «Даже если на Кавказе не будет бандитов, а президент снимет все запреты, и построит трассы не хуже, чем в Альпах, я не поеду туда отдыхать. Потому что отнюдь не гостеприимство местных жителей и дешёвый коньяк делают отдых незабываемым. Для этого нужны магазины, в которых можно купить всё – от свежих йогуртов и горячего хлеба до лыжной смазки и термобелья».
Спорить с автором по поводу отдыха, который должен быть комфортным, я не собираюсь, ибо полностью поддерживаю. Но если упомянутое «гостеприимство местных жителей» как кальку переложить с туристического посещения Кавказа на культурно-познавательное, то выходит, что гостеприимство как нечто присущее и неотъемлемое оборачивается главным и несомненным преимуществом. Да и не будем ханжами: недооценивать прелести «дешёвых коньяков» при любых раскладах чаще всего неблагоразумно.
Блоггер-москвич Василий Малашкин, продолжая тему туризма и отдыха, пишет: «Домбай относится к той группе курортов, которые «скрыты» (ввиду своей относительной удалённости), мало разрекламированы и мало известны основной массой отдыхающих <…> Информацию о таких местах не найдёшь в рекламных проспектах известных турагентств. Вот и едут все толпами в Сочи да в Крым и Турцию. И может это и к лучшему. Желающий найти успокоение от городской суеты найдёт его здесь вдоволь».
Тележурналист и общественный деятель Тина Канделаки пишет в своём блоге в посте под названием «Кавказу нужен мир!»: «Разговоры о том, что Кавказ российским туристам мог бы заменить европейские курорты, стары как мир. Возьмите русскую литературу 19 века: она лучше любой пиар-кампании служила идее, что вся интеллигенция должна отдыхать именно на Кавказе. Если вы были там, то согласитесь со мной в том, что Кавказ действительно очень красив, и сравнение со средиземноморскими курортами обоснованно. Там есть и пляжи, и горы, и лыжные трассы. Надо просто обустроить это так, чтобы мы, приезжая в Европу, не говорили, что у них сервис лучше и оборудование круче…». В свете форс-мажорных событий уже почти месячной давности (крушение канатной дороги и обстрел туристов), всё, само собой, не так однозначно. Но зато однозначная и безусловная правда в словах Канделаки есть, и игнорировать то, о чём она говорит, может только ярый кавказофоб.
«Клуб» фотопутешественников.
Известный блоггер и профессиональный фотограф Илья Варламов после посещения Ингушетии пишет в своём журнале о чём-то, кажется, нереальном: «В Магасе есть одна гостиница, но и она не пользуется популярностью. Невозможно представить себе, чтобы человек приехал в Ингушетию, и ему было негде переночевать. Любой будет рад накормить и приютить у себя гостя». Неужели действительно так? Признаюсь вам, что верю в это с нескрываемым удовольствием.
Фото Ильи Варламова
Отчёт об одном дне, проведённом в гостях в Ингушетии, блоггер заключает словами: «Ингушетия – удивительная республика. Конечно, одного дня здесь мало, толком ничего не посмотрел». А ниже один из комментариев к посту от некоего steward1. Это в ответ на рассказ Варламова о посещении ингушской свадьбы, во время которой невеста по традиции стоит в углу и молчит: «П...ц... вообще другая... враждебная... планета! Заставить женщину целый день стоять в свадебный день может только настоящий скот...». Искромётно, убедительно... да так, будто автор комментария живёт в огромной стеклянной колбе, и выходить из неё ему, как говорится, не вариант. Потому что культура-то всего одна – та, в которой живёт он сам, ага. По мнению таких индивидуумов, всё непонятное себе единственному логичнее всего объявить враждебным. А почему бы, собственно, и нет? Некий ЖЖ-пользователь aramis7 пишет: «В современном мире до сих пор живут и считаются нормальными прекрасные, яркие традиции, но не такие, которые опускают нас до первобытных обезьян». Могу ответственно заявить, что диалог вести в обоих случаях бесполезно.
Фото Ильи Варламова
Илья Варламов пишет о Грозном: «Первое, чем удивляет Грозный – это безопасность. Мы спокойно гуляли ночью по дворам и центральным улицам. Брали такси, ходили по рынкам, заходили в мечеть и нигде не встретили настороженного или враждебного отношения. Грозный удивительный город, через несколько часов забываешь, что ты в России...».
Фото Ильи Варламова
И, конечно, на последней фразе случились комментарии типа «Так оно и есть», намекающие на то, что «комок» Северо-Кавказских республик это уже не Россия. Признаюсь, пересмотрев кучу постов на эту тему, перечитав множество комментариев, я бы искренне удивилась, если бы этого не произошло.
Фото Ильи Варламова
Другой блоггер Александр Беленький пишет о посещении Северного Кавказа, в частности, ингушского Магаса: «Вот уже два дня я нахожусь на Северном Кавказе. Эмоций такое количество, что хочется рассказать всё и сразу <…> Здесь потрясающе. И совсем не страшно». И это из того же поста: «Кавказское гостеприимство – это нечто. Очень вкусно, очень интересно и ооооочень много. Если вас позвали в гости даже просто на завтрак – знайте, это затянется».
Фото Александра Беленького
А это о Чечне: «Сегодня я вернулся в Москву. Что я могу сказать о Чечне? В первую очередь то, что мы ничего не знаем о ней. Мы слишком привыкли к тому, что нам говорят по телевизору: что в Чечне страшно, всё время взрывы, а чеченцы террористы и негодяи». ...Господа, ведь хорошие времена настанут, когда каждый раз при повторяющемся упоминании кого-то или чего-то в настойчиво негативном ключе мы научимся задаваться вопросом: а так ли оно на самом деле? И, если нет, почему происходит именно так?
Таки кому виднее?
Блоггер Пётр Ловыгин написал о поездке в Приэльбрусье в своём весьма остроумном отчёте в «Живом Журнале»: «У меня всё как надо. Я вернулся основательно небритым, с кинжалом, который не вынимается из ножен, огромной папахой и острым желанием, чтоб мне кто-нибудь почитал Цветаеву. А как ещё надо возвращаться с Северного Кавказа?».
Если Александр Дюма-отец писал после посещения России в 1858 году: «Русские больше всего на свете любят икру и цыганок» (а Дюма в этой поездке бывал и на Кавказе), конкретизируя «предпочтения» нашего региона, он вполне мог бы сказать: «Кавказцы больше всего на свете любят кинжалы и бороды / вино и шашлык / встречать гостей и быстро ездить / что-то ещё». И это несмотря на то, что далеко не все кавказцы пьют вино, далеко не у всех есть борода или упомянутая Ловыгиным небритость. Также как и не все русские в середине 19 века любили икру и цыганок. Но ведь Кавказская кухня вкупе с кавказским гостеприимством истинно поразительны, а кинжалы на Кавказе – что ни на есть произведения искусства.
Кристально ясно, что для того чтобы отграничить достойную мифологизации реальность от настойчиво навязывающейся мифической «действительности» достаточно просто один раз увидеть предмет рефлексии своими глазами. По какой-то неведомой причине (здесь – иронично-метафоричные кавычки) я не прочитала ни одного однозначно негативного отзыва от тех, кто гостил на Кавказе. Зато те, кто никогда и близко не подбирались ни к одной из республик СКФО, вопят о том, что здесь стреляют, насилуют, похищают. Вот и подумайте, откуда виднее: снаружи или изнутри.
Фото-открытка Петра Ловыгина
Ника КАКОБЯН, блог-обозреватель "Территории контрастов"

