Ника Какобян
RSS Ника Какобян
nika-kakobyan.livejournal.com

В самом начале встрече священнослужитель обозначил свое бескомпромиссно негативное отношение к существующим в нынешнем виде социальным сетям, назвав их частью новой субкультурой: «Социальная сеть обозначилась сегодня в новую выраженную субкультуру – именно так я бы назвал ее, в том виде, как она выглядит именно сейчас, как воплощение образа виртуального общения. В этом виде, в котором сейчас присутствуют социальные сети, я отношусь к ним категорически отрицательно. Но подчеркну: в таком виде, как они выглядят именно сейчас».

По мнению епископа, соцсети, как механизм, оказывают на человека то же влияние, что и телевидение, но действуют несколько иным образом: «В моем представлении сегодняшняя социальная сеть ничем не отличается от известной ярмарки тщеславия. Изначально созданное некое пространство для общения людей превратилось в пространство манипуляции сознанием человека. Если телевидение занимается зомбированием одного конкретного человека, который верит экрану, то интернет – это средство, которым один человек зомбирует другого человека, вливая и выливая, пользуясь информацией сомнительного происхождения».

В ходе лекции Феофилакт несколько раз отметил, что современный человек просто не готов к использованию социальных сетей. По этой причине популярное Интернет--изобретение используется сегодня почти всегда во вред. Епископ также определил, что за распространением этого деструктивного средства стоит кто-то заинтересованный: «К большому сожалению, мы сегодня наблюдаем парадоксальное явление. Средство появилось раньше, чем мы им научились пользоваться. Это парадоксальное явление, но в этом парадоксе есть определенная воля, чье-то желание». Кто подразумевался под заинтересованным лицом, в ходе встречи не уточнялось.

Среди прочего, главной опасностью соцсетей, по мнению Феофилакта, стоит считать их  потенциальную анонимность. Являясь буквально рассадником лжи, социальные сети питаются обманом и лицемерием, из чего патологически не может получиться ничего хорошего. На вопрос «Территории контрастов» о том, что первично: развращающая нас социальная сеть или извращающие ее мы, Феофилакт ответил следующее: «Зло существует только в человеке, больше оно не существует. И если мы говорим о таких опасных явлениях в социальной сети, в том числе, об анонимности и безответственном обливании грязью, хулы, откровенной клеветы, просто выдуманной бесконечной лжи, значит есть и люди, которые живут этим принципом, значит есть люди, свет которых – это тьма. И, конечно, средство не может быть ужасным само по себе. Вы никогда не увидите на скамье подсудимых автомат Калашникова. Но там находятся те, кто используют это средство для того, чтобы лишить жизни других. То же самое можно сказать и о самой сети».

Само собой, в разговоре о вседоступном интернете не обошлось без упоминания «детского» вопроса: «Когда ребенок выходит в сеть и получает откровенный шквал ненависти, в том числе, всевозможных вещей, которые в человеке развращают его нравственность, таких как порнография, индустрия которой стала популярна исключительно благодаря интернету, что же с таким ребенком может произойти? Вот перед этой опасностью стоят наши дети. Оружие дома охотник хранит в специальном сейфе. Я полагаю, что, в том числе, и нынешний совершенно открытый, безграничный интернет, его некоторые части нужно хранить в специальном сейфе».

Духовную сторону Феофилакт проиллюстрировал показательным примером: «Есть среда, в которой человек не может жить всегда. К примеру, вода. Он может в ней находиться какое-то время. При помощи каких-то приспособлений, может быть, дольше. Посредством подводной лодки, год. Но если он находится там еще больше, в организме человека начинают происходить изменения с очень печальными последствиями. Он не создан, чтобы быть в этой системе. Душа, внутренний духовный мир человека не созданы, чтобы общаться виртуально. Они требуют личностного общения. Потому что душа человека так создана, что она благодаря личностному общению получает себе пищу. Когда это общение безличностное, сама эта пища бывает очень скверной. Она рано или поздно начинает губить человека».

Несмотря на признанный вред, исходящий от социальных сетей, Феофилакт подтвердил, что любой человек не может жить без общения, потому что «созданный по образу и подобию Божию он призван к общению». Общение, по мнению епископа, стоит в ряду таких обязательных потребностей, как дыхание, прием пищи и все, что позволяет человеку жить. Но в то же время каждый человек обязан фильтровать как получаемую информацию, так и ее источники: «Когда нам говорят, что важно и нужно общаться со всеми, на это всегда можно ответить встречным вопросом, а будет ли мне полезно это общение. А не лишит ли это общение меня моего счастья, моего благополучия, моей веры, моей надежды, образа моих мыслей и многого-многого другого, вплоть до самой жизни».

Анонимную по больше части социальную сеть священнослужитель проассоциировал с обществом анонимных алкоголиков, признавшись, что упоминание анонимности неизбежно связывается в сознании именно с этим понятием: «И когда говорят общество анонимное, мне слышится «общество анонимных алкоголиков». То есть всякая анонимность подразумевает общество людей, больных, одержимых».

Епископ пожелал также добиваться открытости общения: «Хочешь делать всякого рода комментарии и прочее – пожалуйста, объявляй себя, объявляй, кто ты, чтобы люди могли понять, кто ты, и могли найти тебя. Потому что твой комментарий станет предметом, в том числе, и уголовного расследования, а тогда будь готов отвечать и за это. Если твои слова кого-то оскорбляют, и это вызывает действительно достойный ответ, то будь готов дать этот ответ – показывай себя, а не стреляй из-за угла».

P.S.: я совершенно согласна с тем, что анонимность губит интернеты. Но соцсети... это же святое! )))) К тому же быть погруженной в них суть мой профессиональный долг.

0
915
Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите