Максим Шевченко, российский журналист, ведущий "Первого канала", руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе прошлого состава
Если человек не убит во время спецоперации, а жив и вернулся к нормальной жизни – это положительно. Приведу пример: во время спецоперации в Дагестане были проведены переговоры с теми людьми, кто прятался в оцепленном доме, и эти ребята сдались. В рамках комиссии даже следствие проводится в рамках общественного контроля. … Силовики требуют, чтобы условие сотрудничества со следствием было условием по адаптации. Это абсурд, такого быть не должно. Сейчас адаптация в первую очередь содействует возвращению человека в мирную жизнь, главное условие адаптации - это отказ человека от вооруженной борьбы против власти, а не отказ от собственных, в том числе и оппозиционных, взглядов. То есть он не должен становиться лояльным по отношению к государству. Это его право. … С одной стороны, адаптироваться должны представители подполья, а с другой - сами силовики. Без адаптации силовых структур никакого примирения не будет. Я считаю, что подобная адаптация должна проводиться и в адрес силовых структур, которые часто используют недозволенные методы ведения следствия и предпочитают уничтожение человека диалогу с ним.
Юнус-Бек Евкуров, глава республики Ингушетия
Мы же не расстреливаем наркоманов. Оступился — ну все, это случилось, произошло. Надо жить дальше и исправляться.
Михаил Федотов, глава Совета при президенте РФ по правам человека
В этой идее есть большое зерно.
Владимир Лукин, уполномоченный по правам человека в РФ
Если на федеральном уровне серьезно заняться этой проблемой, то хуже не будет, а может быть будет лучше.
Светлана Ганнушкина, глава комитета «Гражданское содействие»
Необходимо, чтобы эта проблема была поднята на федеральный уровень. Перед комиссиями и перед федеральной комиссией могут стоять важнейшие задачи, включая задачи внесения изменений в законодательство для того, чтобы упростить процедуру возвращения к мирной жизни. Необходимо вносить изменения в законодательство, необходимо создавать нормативную базу - все это нужно делать на федеральном уровне. Для этого региональных комиссий недостаточно. Пока у нас отчет идет трупами, мы мира не добьемся. Когда мы начнем отчетность людьми, которых мы вернули мирной жизни, тогда мир может наступить.
«Мемориал», ведущая российская неправительственная организация, которая занимается мониторингом соблюдения прав человека на Северном Кавказе
Работа комиссий столкнулась с рядом проблем, она нередко подвергается критике. Тем не менее, по мнению многих, такая работа крайне важна для стабилизации ситуации и установления мирной жизни на Кавказе.
Александр Черкасов, председатель совета правозащитного центра "Мемориал"
Только такая политика – не рубить все новые и новые головы гидры, а лишить их возможности роста – приведет к замирению Северного Кавказ.

