Ставшая международной акция «Георгиевская ленточка» – наглядный пример извращённого смысла очевидно светлого начинания. В России причины этого «извращения» за шесть лет существования акции перемешались со следствиями, а количество противников продолжает расти пропорционально количеству носителей ленточек.

Кто автор?

Незнакомые с авторами идеи, должно быть, удивятся, когда узнают, что придумали акцию не политики и не видные общественные деятели, а журналисты. Традиционно сложилось, что если журналист что-то и придумывает, то это чаще всего имеет малое отношение к граждански полезным делам. Скорее даже наоборот: журналист констатирует действительность, выдумки же – удел страдающих жёлтым журнализмом душ. Но тут дело другое. «Георгиевская ленточка» – одна из по-настоящему положительных идей в нашей чаще всего безыдейной общественной жизни.

Придумана и впервые проведена акция была в 2005 году. С самого начала авторами был составлен свод правил – так называемый Кодекс «Георгиевской ленточки», в котором отмечались следующие положения:

1. Акция «Георгиевская ленточка» – некоммерческая и неполитическая.

2. Цель акции – создание символа праздника Дня Победы.

3. Этот символ – выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта. Всем тем, благодаря кому мы победили в 1945 году.

4. «Георгиевская ленточка» не является геральдическим символом. Это символическая лента, реплика традиционного биколора Георгиевской ленты.

5. Не допускается использование в акции оригинальных наградных Георгиевских или Гвардейских лент. «Георгиевская ленточка» – символ, а не награда.

6. «Георгиевская ленточка» не может быть объектом купли-продажи.

7. «Георгиевская ленточка» не может служить для продвижения товаров и услуг. Не допускается использование ленты в качестве сопутствующего товара или элемента товарной упаковки.

8. «Георгиевская ленточка» распространяется бесплатно. Не допускается выдача ленточки посетителю торгового учреждения в обмен на покупку.

9. Не допускается использование «Георгиевской ленточки» в политических целях любыми партиями или движениями.

10. «Георгиевская ленточка» имеет одну или две надписи: «www.9may.ru» и название города/государства, где произведена ленточка. Другие надписи на ленточке не допускаются.

К 2008 году в акцию включились Украина, Узбекистан, Эстония, Латвия, Франция, Греция, Италия, Германия, Бельгия, Молдавия, Исландия, Великобритания, США, Китай, Вьетнам, Афганистан, Мексика и другие страны.

По результатам социологического исследования, проводимого независимым порталом SuperJob в прошлом году, акцию безоговорочно считают положительной 67% граждан РФ и только 3% относятся к ней категорически отрицательно. Остальные 30% делятся между сомневающимися, но всё в той же пропорции: «скорее поддерживаю» ответило большинство.

И практически во всех случаях причины негативного отношения заключаются в одной простой мысли: помогать ветеранам надо не показухой, а делами. И, тем не менее, критика акции для некоторых сегодня имеет и гораздо более принципиальное значение.

В соответствии с Кодексом

Несоответствие первоначальной идеи её воплощению – пожалуй, самый острый вопрос «Георгиевской ленточки». Составленный авторами Кодекс так быстро был дискредитирован «неправильным» использованием ленты, что огромное количество граждан даже не успели понять, в чём состоял истинный замысел акции.

Так, первый пункт Кодекса гласит: «Акция «Георгиевская ленточка» – некоммерческая и неполитическая». Ему же вторит пункт девять: «Не допускается использование «Георгиевской ленточки» в политических целях любыми партиями или движениями». Но как вы думаете, что приключилось прямо в 2005 году? Само собой, раздачу ленточек взяли на себя участники вездесущего молодёжного движения «Наши». Замечены за тем же занятием позже были и активисты «Молодой гвардии». Вышло в итоге следующее: ныне долгоправящая «Единая Россия», взяв на себя роль гаранта обеспечения ленточками граждан РФ, в итоге отпугнула часть оппозиционно настроенных россиян. А также  бережно заботящихся о своей аполитичности людей, предпочитающих не становиться участниками политических акций.

Таким образом, пока прогосударственная молодёжь «пиарилась» на добродетели, другие утверждались в убеждении, что сея акция – задумка жадных до «самопиара» служителей государства. И даже тот факт, что акция не стала политичной, опылённость «Единой Россией» ей уже не простили. Будь на месте «ЕдРа» партия иная, не простили бы всё равно. Потому что традиция, призванная стать общегражданской, вне зависимости от отношения к государству, стала в этом отношении чем-то, как минимум, маргинальным.

Само собой, не преминули быть нарушенными и другие пункты Кодекса. Как обычно, краеугольным камнем стал вопрос извлечения из действа материальной выгоды. Если авторы утверждали, что «Георгиевская ленточка» не может становиться объектом купли-продажи, работники торговли с этим поспешили не согласиться – ленточка свободно продавалась, например, в киосках «РосПечати». А в магазины, несмотря на запрет использования ленточки в целях продвижения товаров, поступила украшенная лентами водка.

От кого нужно защищать Георгиевскую ленту?

«Я помню? Я горжусь?» – вопросительно-риторический лозунг открывает «Сайт в защиту Георгиевской ленты». Боль и несогласие создателей этого ресурса выглядят достаточно убедительными. Фотографии, демонстрирующие использование ленты, увы, неразумными гражданами, «звучат» красноречивее слов.

По мнению критиков акции, большинство людей оскверняют подвиг предков тем, что носят ленту, которую не заслужили, и понятия не имеют, какими усилиям далась ветеранам Победа. А «Георгиевская ленточка» на антенне «Мерседеса» или продетая в обувь вместо шнурков – символ разве что только кощунства и глумления, но никак не Победы.

 

«Георгиевская лента – это не просто кусок материи, который, исходя из безумной идеи организаторов акции, можно беспечно привязывать на автомобильную антенну. Георгиевская лента – это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений, в кровавых рукопашных мясорубках. Это элемент награды, за которую многие разменивали собственную жизнь» – из обращения противников акции.

Правда, на это находятся не менее убедительные контраргументы: «Те недоумки, которые выступают против этой народной акции, таким образом выступают против нашей Победы. Говоря о том, что многие использующие ленточку не знают истории войны, поэтому не должны её носить, они тем самым ещё больше отдаляют граждан от стремления что-то узнать. Ведь эта акция носит пропагандистский характер», – высказался в 2009 году государственный деятель Николай Рыжков.

Другим нелицеприятным фактом, который можно считать, с одной стороны, поводом для критики, с другой – следствием уже искажённого смысла, стало проведение акции «Красная ленточка – Я знаю, как выглядит Знамя Победы!», которая возникла в качестве ответа якобы прогосударственной, а значит единоросской акции. Учредителями «Красной ленточки» стали оппозиционная правящей политическая партия КПРФ, Федерация социалистической молодёжи, Союз коммунистической молодёжи и другие организации.

Так носить или не носить?

Конечно, включаться в акцию или нет – личное дело каждого. Я отношусь к тому самому категорическому меньшинству, которое считает, что если чем-то помогать, то делами и личным участием, а не показухой. Мой отказ от ношения атрибутов – это и страх показаться неискренней, и осознание того, что в конечном итоге всё самое важное только внутри.

А это слова одной моей знакомой. Слова, с которыми я также не могу не согласиться: «Часто идут споры о Георгиевской ленточке, стараюсь в них не вникать и не участвовать! Ленту ношу каждый год накануне Дня Великой Победы. Ношу в память о своем деде – участнике Великой Отечественной, который прошёл всю войну, участвовал в битве на Курской дуге. Дедушка умер за несколько лет до моего рождения, и лента для меня символ сопричастности к нему».

Сегодня все признают, что вопрос нахождения национальной идеи стоит катастрофически остро. Сказывается и усталость от постмодернистского восприятия ценностей, и от постоянного надругательства над надеждами граждан РФ на лучшие перемены, которые всё время только грядут. И вот в этих условиях нашей извечно обидной жизни, когда есть что-то, что готовы поддержать люди, независимо от возраста, пола, национальности и вероисповедания – в этом есть, наверное, пусть и маленькая, но всё же победа немаленькой нации.

 

Ника КАКОБЯН

0
3350
Новости партнеров
Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите

Мнения



Новости партнеров