Одной из визитных карточек Северного Кавказа всегда являлись его курорты. С давних пор люди ехали на Кавказ, чтобы отдохнуть и поправить здоровье. Жемчужиной Кавказа являются Кавказские Минеральные Воды, получившие свой статус ещё в 1803 году. Более чем за два столетия своего существования КМВ активно развивались и на данный момент представлены четырьмя ведущими городами-курортами. Это Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки и Железноводск. Каждый из курортных городов, в зависимости от состава источников, микроклимата, специализируется на лечении различных заболеваний. Вместе города составляют сеть курортов, перемещаться по которой не составляет большого труда – расстояние между всеми городами не превышает 30 километров.

Наибольшую популярность Кавказские Минеральные Воды получили в советское время. «Железный занавес» многие десятилетия висел над этой страной, и альтернативы кавказским здравницам не существовало. За время советской эпохи курорты посетили многие видные деятели, а для простых же жителей попасть на КМВ означало пройти огонь, воду и медные трубы. Получить заветную путёвочку считалось большой удачей.

После исчезновения Советского Союза та часть нашего населения дружно рванула за рубеж, отдыхать на европейских курортах. Ибо отдыхать в России стало почему-то «западло». Подобная точка зрения негативно сказалась на развитии кавказских курортов, даже не смотря на то, что новое правительство выделяло деньги на дальнейшее развитие курортного региона. Большая часть денег до конечной цели так и не дошла и осела в чьих-то карманах, а те крохи, что всё-таки были использованы по назначению, особой роли не сыграли. Так что в 90-е всё ограничилось приказом президента «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации Кавказских Минеральных Водах».

Первая и вторая Чеченские кампании тоже не прибавили популярности КМВ. Люди попросту боялись ехать в южный регион и отдыхать за пару сотен километров от зоны ведения боевых действий.

С относительной стабилизацией обстановки на Кавказе и приватизацией большей части санаториев дела пошли значительно лучше. Курорт стал активно развиваться и привлекать серьезных инвесторов. Как пример, недавно созданная государственная компания «Курорты Северного Кавказа», общий объём инвестиций которой составит 900 миллиардов рублей. У компании уже появился серьёзный иностранный партнёр государственный банк Франции Caisse des Depots et Consignations. Иностранные инвесторы добрый знак для нашего региона, это означает, что наши курорты привлекательны для Европы, и партнёры готовы вкладывать в них деньги. Разумеется, «КСК» будет заниматься курортами по всему Северному Кавказу, а не только КМВ, но львиная доля выделенных средств будет потрачена на то, чтобы создать на КМВ аналог чешских Карловых Вар.

Ну, а что же остальные регионы Северного Кавказа? Ведь курорты есть не только на Ставрополье

Само собой разумеется, что деньги будут вкладываться не только в регион Кавказских Минеральных Вод. Помимо него есть Архыз, располагающийся на территории Карачаево-Черкесской республики – курорт с красивейшей природой и древними памятниками, многим из которых больше тысячи лет. Архыз, отчасти, даже больше нуждается в инвестировании, нежели КМВ. Большая часть гостиниц и пансионатов (коих в Архызе не так уж и много) требуют ремонта. Да и добраться до курорта – уже серьезная проблема. Для начала нужно приехать или прилететь в Ставрополь или в Минеральные Воды, потом на автобусе доехать до Черкесска и уже оттуда ехать в Архыз. Чтобы облегчить дорогу туристам и отдыхающим, было решено построить аэропорт в станице Зеленчукской.

Звучит последнее заявление несколько фантастично, потому как постройка аэропорта дело довольно затратное и сложное. Ведь аэропорт это не только взлётно-посадочная полоса, а целая сеть сооружений, которая включает в себя аэровокзальный комплекс, грузовой комплекс, диспетчерскую вышку, ангары для технического обслуживания воздушных судов и, собственно, саму взлётно-посадочную полосу. Для того, чтобы построить аэропорт, даже не международный, а российского значения, необходимо:

 

1) Найти относительно ровную местность длинной не менее трёх километров;

2) Провести точные расчёты для правильного расположения взлётно-посадочной полосы;

3) Подвести к месту расположения будущего аэропорта асфальтированную дорогу;

4) Построить аэровокзальный комплекс и остальные необходимые сооружения;

5) Набрать персонал: от диспетчеров до службы технической поддержки.

 

В качестве примера можно привести то, что строительство только новой «взлётки» в аэропорте Минеральных Вод обходится правительству в четыре миллиарда рублей. Строительство же нового аэропорта «с нуля» обойдется в кругленькую сумму, размер которой может достигнуть 150 млн евро. Примерно в такую сумму сейчас обходится строительство среднего аэропорта в России.

Несмотря на высокую стоимость постройки, правительство твердо решило воплотить этот проект в жизнь. Количество туристов, посетивших Архыз, увеличивается с каждым годом, и оставлять развитие уникального в своём роде курорта на самотёк, власть имущие не намерены. Однако, даже если всё пойдет по плану, ждать придется ещё как минимум лет пять, потому что построить аэропорт – это не асфальт на дороге поменять. Кстати, последний пункт компания «Курорты Северного Кавказа» также намерена осуществить в ближайшее время.

А вот горнолыжный курорт Домбай не вошёл список объектов, которыми намерена заняться «КСК». То ли посчитав, что Домбай в инвестициях не нуждается, то ли сделав ставку на сочинскую Красную поляну, правительство отказалось от этого курорта.

Помимо КЧР и Ставрополья в список курортов Северного Кавказа попали: Каспийское и Черноморское побережье, Лаго-Наки, Эльбрус, Матлас и Мамисон. Все объекты, кроме последних двух, активно развиваются уже много лет. Каспийское побережье, конечно, пока не может составить конкуренцию Черноморью, но всё же является перспективным курортом, причём как для отечественных, так и для западных инвесторов. Единственное в мире солёное озеро, за свои размеры получившее статус моря, весьма неплохой объект для вложения средств, ведь уже через несколько лет между Махачкалой и Каспийском планируется построить целый курортный город, который стабильно будет приносить региону неплохие деньги.

С Эльбрусом ситуация тоже предельно ясна – крупнейшую вершину Европы ежегодно посещают тысячи человек, и популярность этого курорта растёт год от года. Всего 90 километров отделяют Эльбрус от курортов Кавказских Минеральных Вод, и преодолеть желание подняться на него, видя каждый день подобную красоту из окна своей гостиницы, сможет не каждый.

Таким образом почти все курорты Северного Кавказа можно плотно связать между собой, тем самым увеличив количество отдыхающих. Хочешь отдыхай в источниках Пятигорска, а хочешь – езжай на Эльбрус или в Архыз. Захотел искупаться в море и позагорать на песке – до Каспия рукой подать. Главное правильно вложить деньги и привлечь отдыхающих, чтобы они не летели за рубеж, а отдыхали в своей стране, где курорты ничуть не хуже.

 

Сергей ПАРХИСЕНКО

0
1416
Новости партнеров
Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите


Новости партнеров