Стереотип радикального ислама – довольно острая проблема современности. В свете происходящих событий, большая часть людей считает, что другого ислама просто не существует. Отсюда и всеобщее негодование.

Стереотипное мышление сложилось на основе религиозного незнания всех слоев населения, что позволило радикальным течениям захватить «власть» над верующими.

Радикализм подразумевает бескомпромиссное и решительное внедрение так называемого «истинного ислама» как в политическую, так и в повседневную жизнь общества, а также коренное изменение основных общественных институтов или политической системы общества в целом.

Наибольшую угрозу для религии представляют радикализм и экстремизм фундаментализма, именно поэтому его зачастую называют "воинствующим исламом". Фундаменталисты вполне допускают использование террора и насилия, чтобы достичь поставленных целей, которые, как правило, носят политический характер.

В традиционном исламе существуют некоторые особенности, которые и лежат в основе радикальных течений. Попробуем рассмотреть стереотипы, сложившиеся из них.

Тотальность религии

 Во-первых, это тотальность ислама. Религия охватывает все сферы жизнедеятельности людей, а не только веру. В итоге ислам становится не просто религией, а образом жизни верующих, меняет их поведение и мировоззрение. Этим свойством пользуются радикалисты для протаскивания под видом ислама собственных идей в общественную жизнь.

«Завершение пророчества»

Во-вторых, идея "завершения пророчества". Мусульманские теологи трактуют ее следующим образом: пророк Мухаммед был последним посланником Бога на земле и принес человечеству окончательную истину. Таким образом, мусульмане - исключительны как избранная общность и соответственно их религия в особом положении перед другими. И здесь радикалисты находят лазейку – раз мусульмане исключительны, значит их религия единственно верная для всего земного общества и должна стать единой для всех.

«Затмение личности»

В-третьих, аутентичность первоначального ислама и личности мусульманина. То есть мусульманская религия полностью выражается в личности верующего, а значит, затмевает эту личность, что делает мусульман одинаковыми, несмотря на их этнические, расовые и другие отличия. Отсюда и вытекают всевозможные панисламистские концепции, которые пропагандируют объединение всех мусульман мира в единое государство.

Стереотип идеального мира

В-четвертых, идеализация и мифологизация государственно-политической системы, существовавшей в период правления пророка Мухаммеда и первых четырех "праведных" халифов (Абу-Бакра, Омара, Османа и Али), стремление к ее возрождению. Основатель фундаменталистской организации "Джамаат-и-Ислами" Аль-Маудуди, идеализируя состояние первоначального ислама, пишет: «Вы можете наблюдать, несмотря на жалкое положение, до которого докатилась исламская умма, следы того отпечатка, который она носила на первом этапе своей истории. Если вы заглянете в душу любого мусульманина, каким бы порочным и безнравственным он ни был, и копнете ее, то узнаете, что больше всего он тоскует по тому идеальному обществу, которое основал Муххамед, благословит его Аллах и приветствует, и его праведные халифы. Каждый мусульманин рассматривает этот золотой этап в качестве образца и примера, испытывая к нему пылкую любовь, и мечтает увидеть его еще раз воплотившимся в жизнь». И в этой особенности есть погрешность – фанатичное стремление радикалистов вернуть первоначальную систему любыми доступными способами, включая терроризм и насилие.

Фатализм веры

В-пятых, это фатализм, фанатизм исламской веры. Здесь имеет место беспрекословное исполнение воли Бога, то есть его пророка и халифа на земле. Трактуя традиционные каноны по-своему, радикалисты пытаются донести собственную волю под видом божьей, и, судя по сложившейся ситуации, находится немало людей, которые верят в истинность таких слов.

Религиозный энтузиазм

В-шестых, мусульманский энтузиазм. Религиозный энтузиазм в исламе проявляется в высшей степени эмоционально, особенно в отношении к немусульманам. Ислам требует от своих последователей неукоснительного следования кораническим идеям и хадисам во всех практических делах, а значит, в принципе не приемлет иного поведения, отличного от продиктованного Кораном. Радикалисты трактуют эту особенность однозначно: если человек не выполняет беспрекословно все, о чем говорится в Коране, он – неверный, а значит, обязан понести заслуженное наказание, вплоть до смерти.

Борьба с «неверными»

В-седьмых, нацеленность на борьбу с врагом, "кафиром" (неверным). В узком смысле в первоначальном исламе неверными считаются "...люди, которые рождаясь мусульманами и оставаясь ими подсознательно всю жизнь, не используют свои способности и интеллект для Признания своего Господа и Создателя. Более того, они неправильно используют свободу, выбирая отрицание бога». Тем не менее, нигде не указывается, что именно люди должны вести эту борьбу с неверными, на что делают упор радикалисты. Перед богом все равны, а значит, один человек не может, посчитав другого неверным, приговорить его к тому или иному наказанию, вплоть до убийства. То есть радикальная идея о борьбе с неверными на Земле – опять же всего лишь попытка укоренить стереотип.

В доказательство приведем слова Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаба из послания к Абд ар-Рахману ас-Сувейди: «И ополчились против нас с воинством шайтана, распространяя клевету, которую человек мыслящий постыдился бы пересказывать, не говоря уже о том, чтобы измыслить (в том числе и то, о чем вы упоминали), будто бы я объявляю всех людей неверными, кроме тех, кто последовал за мной. И будто бы я утверждаю, что ваши бракосочетания — недействительны. Удивительно, как подобное могло прийти на ум человеку мыслящему? Чьи это слова — мусульманина или неверного? Человека здравомыслящего или безумца?» (Собрание сочинений Шейха, 36\5).

Враждебность к другим религиям

В-восьмых, это настороженное, подозрительное, враждебное отношение к представителям других религий. В Коране оговорено, что представители других религий никогда не будут довольны мусульманами и наоборот. Отсюда подсознательное враждебное отношение. Радикалисты пропагандируют, что последователи всех других религий неверные, они сбились с истинного пути, а значит для настоящих мусульман они, безусловно, враги. В 91-ом аяте суры "Женщины" говорится: "Они хотели бы, чтобы вы оказались неверными, как были неверными они, и вы бы оказались одинаковыми". Здесь по-прежнему актуален предыдущий пункт – люди не имеют права определять человека как неверного, это прерогатива Всевышнего.

 

Судя по всему, проповедники, которые используют ислам лишь в политических целях, приводят в пример только те аяты священного писания, где напрямую указывается, что попасть в рай можно выполняя религиозные обряды и никак иначе. Все другое просто упускается из виду.

Тем не менее, Коран активно воздействует на сознание верующего. Авторы Корана и Сунны сулят мучительные наказания всем мусульманам, отказавшимся от борьбы за веру, наравне с неверными и отступниками от ислама: "Если вы не выступите, накажет вас Аллах мучительным наказанием и заменит вас другим народом". Но кто знает, может быть, это многочисленные переводы священного писания на различные языки, с неизбежными неточностями, позволили радикалистам так легко превратить его в пособие по борьбе с неугодными людьми, так легко превращать аяты в двусмысленные строки?

Таким образом, все основные положения Корана были взяты за основу радикальных направлений. Отсюда и стереотипное мышление. Люди видят не истинные каноны первоначального, традиционного ислама, а стереотипные, навязанные радикалистами, и пытаются жить по ложным принципам.

На укоренение стереотипа радикального ислама немалое воздействие оказали и расколы в этой религии. Как цельное учение ислам был только при Мухаммеде и двух халифах Абу-Бакре и Омаре. Позже он стал распадаться на различные направления, течения, секты и толки. В результате расколов в исламе возникли четыре большие секты: кадариты, сифатиты, хариджиты, шииты. В итоге одни из них соединялись с другими, от них ответвлялись третьи и так далее. Так образовались 73 секты. Установки этих сект гласят о борьбе с миром «неверных» и миром «неистинной веры», причем оказывается, что эта борьба не должна зависеть ни от каких внешних факторов и условий. Методы борьбы предусматривают абсолютно все, включая экстремизм (терроризм, вооруженную борьбу).

Хасан аль-Банна, глава «Ассоциации Братьев-мусульман», считал, что ислам дал миру постоянные принципы, которые нужно уметь правильно толковать: «Главная политическая цель - свобода и независимость, освобождение от чужеземцев всех территорий распространения ислама, объединения мусульманских народов на основе Корана; создание всемирного исламского государства - "федерации" мусульманских наций... Исламское государство - это мусульманская община, базирующаяся на солидарности и взаимном сотрудничестве его членов, а также призванная защитить всех их от социальной несправедливости».

События последних лет доказывают, что исламский радикализм, в частности в Чечне и Дагестане, развивается в русле политического ислама. В обеих республиках ведется борьба за установление шариатской формы правления, ведь светские законы - "придуманы волей человека".

Внедрению стереотипного мышления способствует, в первую очередь, "религиозное невежество" населения регионов и общества в целом, а иногда даже служителей культа, которое позволяет под видом истинного ислама пропагандировать откровенно экстремистские взгляды. Незнание религиозных канонов, но принятие чьих-то взглядов под видом канонических и есть главная ошибка современного исламского мира.

Жанна КУДУКОВА

(Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций)

1
5057
Новости партнеров
Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите


Новости партнеров